Дети, которые рано повзрослели в силу тяжелых жизненных условий, какими они вырастают? Можно ли помочь детям, ранний этап жизни которых был несчастным? Ребенку важно с самого рождения создать естественную среду для развития. От родителей или попечителей зависит, в каких условиях живет и развивается ребенок.
В дошкольных учреждениях количество детей с нарушениями развития увеличивается ежегодно. Психика и личность ребенка страдает при: лишениях, бедности, отсутствии радости, завышенных ожиданий и требований родителей (опекунов), при насилии в семье и так далее. У родителей, которые выглядят скорбно и смиренно, погружены в свои проблемы, во всем себе отказывают, не видят повода для радости, не имеют возможности для отдыха – дети привыкают к ограничениям и лишаются беззаботного детства. В силу занятости родителей у детей много свободного времени и вседозволенность, что приводит к бродяжничеству, чувству ненужности, проблем в социуме, раннему взрослению.
Неоправданно высокие требования и ожидания больших успехов родителей от своего ребенка в спорте, творчестве, учебе - могут травмировать его психику. Но у медали всегда есть две стороны, также ожидания родителей могут привести ребенка к мотивации в развитии собственных способностей и достижении успеха. При ощущении поддержки и внимания родителей, ребенок может стать успешным и уверенным в своих силах и знаниях.
Ваш ребенок проявляет агрессию? Вы не понимаете, почему он так себя ведет? Ухудшения отношений, конфликты в семье могут провоцировать разногласия относительно целей и ожиданий. При давлении и стрессе со стороны родителей ребенок находится под давлением и испытывает ежедневный стресс и как следствие, возникает чувство недостаточности, боязнь провала, страх разочаровать, что способствует ухудшению психического и эмоционального состояния ребенка, развитию депрессии, стресса и снижению самооценки. Многие родители считают, что знают, каким должен быть их ребенок. Установка «Надо лучше!» и желание дать ребенку как можно больше приводит к бунту против родителей, отсутствию инициативы, вранью и ощущению, что «Меня можно любить только за что - то». Для ребенка отношения с родителями всегда на первом месте, когда родители могут видеть в ребенке отдельную личность со своими желаниями, потребностями, темпераментом, характером и мечтами, то ребенку нет необходимости взрослеть раньше времени.
Мудрость родителей заключается в том, чтобы слушать и слышать своего ребенка, развивать с помощью дополнительного образования без фанатизма. Учитывать возраст, интересы и способности ребенка при определении его в кружок или секцию.
У детей эмоциональная сфера и нервная система недостаточно зрелые, чтобы противостоять большому числу обязанностей и нагрузкам. Он имеет право на ошибки, а родители будут рядом, чтобы помочь и поддержать. Без поддержки ребенок может испытывать страх и стыд, что может привести к агрессии и самоповреждению. Важно поощрять усилия, а не только достижения. Для доверительных отношений и здоровой атмосферы в развитии ребенка, ценны моменты обсуждения его целей.
Трудности в обучении, возбудимость, странное поведение, ранимость ребенка часто связано не только с травмой, но и с механизмами работы мозга и нервной системы. В дошкольном возрасте мозг ребенка активно развивается и создается фундамент работы нервной системы. В этот период жизни важно развивать внимание, память, восприятие, эмоциональные сферы, речь, мышление, функции самоконтроля, повышение усидчивости, работоспособности и выносливости. Необходимо в 5 - 6 лет пройти диагностику у нейропсихолога, чтобы возможности ребенка оценивать адекватно и ориентироваться на его способности готовности к 1 классу. При необходимости заняться коррекцией нарушенных психических процессов и эмоционально – волевой сферы ребенка через движение.
У ребенка с безмятежным детством адаптация к 1 классу наступает очень тяжело, также и чрезмерная нагрузка ответственностью, возраст до 7 лет, избыток дополнительного образования – не оставляет сил на учебу и выстраивание здоровых отношений в классе.
Основная задача родителей – воспитание эмоционально и психически здорового ребенка. В раннем возрасте родителям важно наладить с ребенком доверительные отношения, показывать своим примером: как важно уметь и любить читать, обсуждать и рассуждать, отвечать на вопросы и пересказывать, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, иметь друзей и говорить о своих чувствах, развиваться и отдыхать, быть ответственным и принимать свои ошибки.